Intellectual Partner
INTELPART: Интеллектуальные технологии в бизнесе
• продукты • статьи • методология • проекты • ссп • скачать • контакт • поиск


Предисловие

Цель: научиться получать новые идеи; не проходить мимо новых идей, видеть их, не упускать

Цель: научиться переводить оригинальные идеи из области фантазии и выдумки в область конкретной реализиции

Цель: научиться заинтересовывать окружающих в реализации оригинальных, обоснованных идей

Цель: научиться строить путь реализации новой идеи

Цель: научиться видеть проблему в ее движении и связях

Цель: приобретение практических навыков простейшего оперативного прогнозирования

Цель: научиться ставить цели, отличать действительные задачи от кажущихся

Цель: научиться выявлять существенные движущие силы и прогнозировать события, исходя из их весомости

Цель: научиться использовать фонд движущих сил и объединять усилия при достижении разных целей

Цель: научиться изменять движущие силы для получения наилучшего результата

Цель: научиться формулировать наихудший результат и видеть изменения в движущих силах, приводящие к наихудшему результату

Цель: научиться видеть, каким образом из лучших побуждений получаются худшие результаты и как все же добиться желаемого

Заключение

Методология "Рейтинг-анализ"

Занятие 3. Оформление новых идей
(придание идее "товарного вида")

Цель:
- научиться заинтересовывать внешние обстоятельства в реализации оригинальных, обоснованных идей.

Почему это надо

Чем сильнее и перспективней идея, тем больший протест и неверие она вызывает у окружающих. В данном случае срабатывают и инерция мышления, и нежелание людей выходить из привычного ритма, и нежелание рисковать (ради чего?!). По этим причинам, да еще из-за лени человеческой, подавляющее большинство даже самых разумных и выгодных начинаний обречены на провал.

Пример. "Примерно до середины ХIХ века в акушерских клиниках Европы свирепствовала родильная лихорадка. В отдельные годы она уносила до 30 и более процентов жизней матерей, рожавших в этих клиниках". Ф. Пахнер ("За жизнь матерей. Трагедия жизни И.Ф. Земмельвейса". М.: Медгиз, 1963. С. 50) приводит такие цифры: "... за 60 лет в одной только Пруссии от родильной лихорадки умерло 363 624 роженицы, то есть больше, чем за то же время от оспы и холеры вместе взятых... Смертность в 10 процентов считалась вполне нормальной, иначе говоря из 100 рожениц 10 умирало от родильной лихорадки..."
В 1847 году двадцатидевятилетний врач из Вены Игнац Земмельвейс открыл тайну родильной лихорадки. Сравнивая данные в двух различных клиниках, он пришел к выводу, что причиной заболевания стала неаккуратность врачей, осматривавших беременных, принимавших роды и делавших гинекологическое операции не стерильными руками и в не стерильных условиях. Игнац Земмельвейс предложил мыть руки не просто водой с мылом, а дезинфицировать их хлорной водой. В этом заключалась суть новой методики предупреждения болезни.
Учение Земмельвейса не восприняли при его жизни. Он умер в 1865 году, через восемнадцать лет после своего открытия. А ведь проверить его правоту на практике было чрезвычайно просто. Более того, открытие Земмельвейса вызвало резкую волну осуждения не только против его методики, но и против него самого (восстали все светила врачебного мира Европы)." (Нить в лабиринте / Под ред. А.Б. Селюцкого. Петрозаводск: Карелия, 1988. cтр. 80).

Для эффективного развития бизнеса и интересной полнокровной жизни требуется умение не только получать и обосновывать некие новые идеи. Необходимо придать этим идеям такой вид, чтобы они заинтересовали людей, привлекли к себе внимание, заставили себя осуществлять.

Традиционным способом, которым привлекают внимание к новым идеям и внедряют их, является принуждение: "Если я начальник и у меня есть некий план, то твое дело выполнять то, что сказано". Принуждение - надежный способ, когда требуется быстрое, но бездумное выполнение.
Частный случай принуждения - подкуп, как прямой, так и косвенный. Можно подкупать зарплатой, жильем, зарубежными поездками, перспективами и т.п. Если ваша идея содержит соответствующие элементы, шансы на ее реализацию возрастают.
Но... Древний и принципиальный недостаток подкупа: "Всегда найдется тот, кто перекупит". Как правило, это происходит в самый ответственный момент.
Редкий для внешних обстоятельств способ - увлечь делом. Его крайнее проявление - так называемая "работа за идею". Этот способ иногда дает неплохие результаты, но легко приобретает формы догмата и соответственно приводит к извращению исходных идей, приобретая формы принуждения и подкупа. Несомненным достоинством способа является то, что увлеченные люди работают, как говорится, не за страх, а за совесть.
В идеальном случае новая идея, план, проект, продукция и т.п. должны затрагивать весь спектр человеческих интересов. Увлеченность должна подкрепляться нормальными условиями работы и жизни.

Традиционным методом придания обоснованным идеям "товарного вида" является МПиО: "А если придать идее такой вид? А если заинтересовать таким способом? А если таким?" и т.д. Однако такой способ требует большого перебора вариантов, затрат времени и усилий и малоэффективен.

Переход от обоснованной идеи к ее "товарному виду"

Что же привлекает людей?

"...Мы думаем, что чувства, испытываемые людьми нашего круга, сводятся к трем очень ничтожным и несложным чувствам: чувству гордости, половой похоти и тоски жизни..." - писал Л.Н. Толстой.

Современная наука определяет эти чувства как три основных инстинкта: лидерство, размножение, самосохранение. В чистом виде три базовых инстинкта проявляются редко. Как правило, они выступают в комплексе, преломляясь через культуру, традиции, конкретные интересы и стремления. Существует вполне определенный набор интересов и стремлений. Это так называемые мотивы действия человека. "Мотивы (психол.) - то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В широком смысле к мотивам относят потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы" (Советский энциклопедический словарь. М., 1989). К ним, в частности, относятся семья, родина, государство, церковь (идеология), слава, дружба, сословие, достоинство, богатство, честь, любовь.

Если обоснованная идея или ее составные элементы содержат в себе привлекательность по перечисленным инстинктам и мотивам, то реализация такой идеи резко упрощается. Чем более ярко и очевидно проявляется привлекательность, тем проще осуществление. В случае, если обоснованная идея непривлекательна, ее необходимость, полезность и выгодность на сегодняшний день неочевидна, или, если существуют мощные противодействующие Вашей идее силы, то идею необходимо доработать - придать ей "товарный вид".

Пример. Группе исследователей в области бизнеса необходимо определить интеллектуальный потенциал психологов и социологов в городе, где они работают. Возникла идея провести семинар с участием всех ведущих специалистов. Идея обоснована - есть проверенный на практике лекционный материал и по реакции на него городских специалистов можно определить, кто из них в чем разбирается. Городские специалисты не знают, что материал уже давно работает на практике и дает сильные результаты, поэтому в их воле оценивать его как угодно.
Идея хорошая. Но! С какой стати городским специалистам собираться на семинар? Человеку проще сразу сказать себе, что все это ерунда, и вообще не приходить. При широкой рекламе кто-то, может быть, и пойдет, но о полном сборе городских специалистов говорить не приходится. Идее необходим "товарный вид". Идея семинара должна привлечь всех городских специалистов.
Попробуем обосновать эту, уже новую идею (о привлечении всех городских специалистов) или, что то же самое, придать исходной идее (о проведении семинара с привлечением городских специалистов) товарный вид. Воспользуемся инстинктом лидерство и алгоритмом обоснования из второго занятия:
Ситуация - хотим привлечь всех городских специалистов на семинар.
1. Разделяем ситуацию на реальную и нереальную составляющие.
Реально: кто-то из специалистов придет на семинар.
Нереально: на семинар придут все.
2. Почему нереально, что на семинар придут все?
Потому, что специалисты не видят особого смысла в своем приходе (проявления лидерства).
3. В каких случаях, в каких условиях специалисты видят смысл в приходе на семинар?
Смысл прихода на семинар будет, если (используем инстинкт "лидерство"):
- на семинаре будут выдавать очень престижные дипломы;
- в семинаре будут участвовать очень авторитетные и престижные люди или организации (эффект приобщения к великому);
- семинар гарантированно дает возможность показать себя с лучшей стороны перед остальными.
Итог. На практике предпочтительным оказалось второе решение: к участию в семинаре были привлечены американские преподаватели. (Тогда, в 1990-м году, опыт и методики американцев особенно привлекали наших специалистов).

Примечание. По конкретным направлениям бизнеса, да и вообще в некой конкретной деятельности, можно выделить свои конкретные оси привлекательности.

Алгоритм оформления новых идей
(алгоритм придания "товарного вида")

1. Описать обоснованную систему (ситуацию).
2. Выбрать мотив для оформления новой идеи.
3. Воспользовавшись алгоритмом обоснования, получить необходимые решения в следующей последовательности:

а) Что реально?
(Перечислить элементы обоснованной системы).
б) Что нереально?
Нереально то, что привлекает по выбранному мотиву (указать, по какому мотиву).
в) Почему нереально?
Потому, что не содержит элементов, привлекательных по этому мотиву (перечислить эти элементы).
г) В каких случаях это реально?
Что привлекает по выбранному мотиву? (Перечислить конкретные проявления).
д) Что по выбранному мотиву может привлечь в исходной системе?
К каждому элементу системы из пункта а) попытаться присоединить варианты из пункта г).

4. Описать окончательный вариант системы (итог).

Пример.
1. Описание обоснованной системы.
Две команды играют в воде пенопластовым мячом, стараясь загнать его в сетку-ловушку противника, расположенную глубоко под водой.
2. Необходимо придать игре привлекательность ("товарный вид") по мотиву "семья".
3. а) Что реально? Перечисляем элементы игры:
- две команды;
- игра в воде;
- пенопластовый мяч;
- сетка-ловушка под водой;
- правила: загнать мяч в сетку-ловушку.
б) Что нереально? Нереально, что игра привлекает по мотиву "семья".
в) Почему нереально, что игра привлекает по мотиву "семья"?
Потому, что игра не содержит элементов, привлекательных по мотиву "семья":
- нет зависимости результатов от игры каждого члена семьи;
- нет привлекательности для каждого члена семьи.
г) В каких случаях игра привлекает каждого члена семьи? (Что привлекает по мотиву "семья"?)
Если:
- правила игры, доступны для всех членов семьи;
- игра предполагает совместное участие родителей и детей;
- игра ярко и сказочно оформлена, что особенно привлекает детей;
- будут выдаваться призы для всей семьи-команды или каждого ее члена;
- есть возможность продемонстрировать сплоченность семьи и т.д.
д) В исходной системе по мотиву "семья" может привлечь (пытаемся к элементам системы из пункта а) присоединить варианты из пункта г)):
- играют две семьи (папа, мама, ребенок);
- игра в бассейне, куда семьи покупают абонементы (для ребенка скидка);
- в игре используется пенопластовый мяч, который ярко раскрашен (для детей);
- сетка-ловушка под водой - для родителей, а для ребенка - теремок с окошком над водой;
- родителям необходимо загнать мяч в сетку-ловушку, а ребенку - забросить яркий мяч в окошко теремка.
4. Итог.
В выходной день в бассейне, куда приходят по абонементам родители с детьми, между семьями (папа, мама, ребенок) проходит игра. Взрослым надо загнать пенопластовый мяч в сетку-ловушку, расположенную под водой, детям - ярко раскрашенный мяч в окошко теремка, расположенного над водой. Побежденная семья вручает приз семье-победительнице. Можно привлечь зрителей: бабушек, дедушек и т.д.

Примечание. Оформляя игру по мотивам, можно решать следующие задачи: 1) привлечь зрителей; 2) привлечь игроков; 3) привлечь и зрителей, и игроков. Для этого можно: 1) изменить условия проведения игры (место, антураж); 2) изменить саму игру; 3) изменить и условия проведения игры, и саму игру. Таким образом, получаем следующий морфоящик вариантов работы с алгоритмом оформления новых идей (табл. 4).

Таблица 4. Морфоящик вариантов оформления новых идей
Хотим привлечь Изменяем
Условия проведения игры (место, антураж, упаковка) Саму игру (продукт) И условия проведения игры,
и саму игру
Зрителей (покупателей)      
Игроков (производителей)      
И зрителей, и игроков     ( ! )

( ! ) Данная комбинация приводит к наиболее сильным решениям.

Краткий комментарий по мотивам

Ниже приведены типовые, наиболее распространенные проявления основных мотивов. Вы можете воспользоваться ими при выполнении домашних заданий и решении практических задач.

1. Семья.
- зависимость результатов от каждого члена семьи;
- распределение обязанностей по силам;
- использование элементов, привлекательных для каждого члена семьи (для различных семей).

2. Родина.
- продемонстрировать особенности и достоинства родного края;
- показать культурные и исторические традиции;
- выделить географические особенности;
- флора и фауна;
- экономические отличия родного края.

3. Государство.
- символика и атрибутика государства;
- герб и флаг;
- государственные лидеры;
- государственные структуры;
- история государства;
- особенности законодательства и т.д.

4. Церковь (идеология).
- церковная символика и атрибутика;
- обряды;
- выдающиеся деятели;
- история религии;
- борьба идеологий и их лидеров.

5. Слава.
- возможность прославиться;
- привлечение телевидения, прессы и т.д.

6. Дружба.
- наличие элементов взаимодействия (эстафета);
- оказание помощи друг другу;
- поддержка и выручка в трудную минуту.

7. Сословие.
- наличие элементов, характеризующих социальные слои;
- возможность перейти в более престижное сословие.

8. Достоинство.
- возможность продемонстрировать различные положительные качества;
- ум, смекалка, изобретательность;
- ловкость, смелость, находчивость;
- аккуратность, терпение, работоспособность, выносливость и т.д.

9. Богатство.
- возможность продемонстрировать свое богатство (спонсор, меценат);
- возможность разбогатеть (выигрыш, приз, прибыль, доход от операций и т.д.).

10. Честь.
- возможность продемонстрировать нравственные принципы и убеждения;
- возможность продемонстрировать профессиональную честь;
- честь коллектива, фирмы и т.д.

11. Любовь.
- романтическое оформление интерьера или рассматриваемого объекта;
- создание лирического настроения;
- возможность продемонстрировать нежные чувства;
- сделать предложение и т.д.

Использование мотивов на примере игры
(в общем виде)

Игра. По неширокому настилу из досок, уложенных на зыбкую болотистую почву, нужно пройти быстрее соперника, неся мяч на голове. Балансируя на движущейся под ногами основе, нужно стремиться не уронить мяч.

Мотив - семья.
- Можно играть на специально подготовленной площадке;
- колеблющуюся почву можно имитировать специальным тренажером типа пружинистой сетки кровати (батут);
- игра может воспитывать в детях ловкость, сноровку;
- игра может способствовать взаимопониманию детей и родителей, если они будут играть вместе.
Итак, данную игру можно проводить в парке, на стадионе, на большом дворе как эстафету, в которой соревнуются две семьи одинакового состава. Задание выполняют по очереди все члены семей кто быстрее (например, сначала - папы, потом - мамы, потом - дети). Победа присуждается всей семейной команде.

Мотив - родина.
Можно организовать данное соревнование между жителями различных населенных пунктов (деревень, дворов, микрорайонов), где каждый будет отстаивать честь и бороться за победу своей "малой" родины.
Можно придать игре характер изучения родного края, например, составив маршрут не из одного этапа, а из нескольких, где болотистые участки чередуются с возвышенностями, ямами, кустарником, размещенными в соответствии с географическими условиями какой-либо местности (канава с водой может обозначать реку, кусты - лес и т.д.). Игроки получают задание пройти заданный маршрут, скажем из пункта "A" в пункт "B", непременно заходя по воду к реке, но кратчайшим путем.

Мотив - государство.
Если проводить данный конкурс на каком-либо историческом фестивале, скажем об истории белорусского государства, ему можно придать исторический антураж. Например, костюмированные "воины Великого Князя Жигимонта" могут соревноваться в скорости перенесения ответственной депеши для Великого Князя. Игра может служить иллюстрацией одного из эпизодов битвы под Оршей в 1514 году. Задача: по трудно проходимой местности (болото) добраться до ставки.
Игру можно проводить на гулянье в парке в день выборов или в период их подготовки. Команды делятся по принципу приверженности к линии той или иной партии (демократы, либералы, консерваторы и т.д.). Игра позволит и развлечь людей, не выходя при этом из тематики дня. Да и участников, пожалуй, нетрудно будет найти среди сторонников различных партий.

Мотив - церковь (идеология).
В истории христианства есть эпизод спасения монахом чудотворной иконы Божьей Матери из горящего храма. На каком-либо религиозном празднике, посвященном истории религии (христианства), можно устроить соревнование на тему подвигов верующих. Тогда для одного из конкурсов вполне подойдет исходная игра в несколько измененном виде: труднопроходимое место может быть не болотом, а рвом, где горит огонь и через который проложен неширокий мостик, а переносить нужно не мяч, а религиозную святыню (или ее символ).
Игра "Зарница" нередко включает в себя полосу препятствий. Одно из них можно сделать по условиям нашей игры. Оставив весь идеологический антураж "Зарницы" (военная форма, дымовые шашки и т.д.), мяч можно заменить на что-нибудь более соответствующее военно-спортивной игре. Девочки могут переносить котелки с водой для раненых, мальчики, например, рацию или депеши...

Мотив - слава.
Элемент славы можно усилить, пригласив для участия в соревновании знаменитых людей, например известных артистов;
- можно привлечь к освещению соревнований и их результатов прессу, телевидение и т.д.;
- дать победителю какой-нибудь престижный приз, например, присвоить звание "Первая красавица завода" или вручить символический отбойный молоток Стаханова (в общем то, что котируется в среде, где проводится данная игра).
Можно сочетать все перечисленные элементы - будет еще "славнее".

Мотив - дружба.
Проще всего придать игре командный характер: участвуют не два игрока, а две команды по несколько человек. Игроки команды по очереди должны преодолеть заданное расстояние с мячом на голове; в зачет идет результат последнего участника команды. Тогда каждый выступает не за себя лично, а и за товарищей по команде.
Можно ввести в правила игры условие, что за каждый уроненный мяч кто-нибудь из игроков проштрафившейся команды должен нести наказание (например, пробежать круг по стадиону).
Можно заменить мяч эстафетной палочкой, которую нужно передать следующему участнику команды.

Мотив - сословие.
За победу в данной игре (вероятнее, это должен быть ряд игр и конкурсов) можно объявить престижный приз, скажем, гарантию обучения на престижных курсах, в соответствующей школе или льготы при поступлении в конкретное учебное заведение. (Допустим, если предполагаемое обучение связано с физикой, игру можно дополнить необходимыми предварительными расчетами тяжести тела передвигающегося, гибкости материалов, из которых сделан настил, необходимой и достаточной прочности досок и т.д., то есть придать игре характер отборочного теста по нужной дисциплине.

Мотив - достоинство.
Если условия игры значительно усложнить или предложить имеющиеся условия людям, для которых выполнить их очень трудно, например для инвалидов, то конкурс для них будет тяжелым, однако, победа станет доказательством способностей победителя, принесет удовлетворение остальным.

Мотив - богатство.
Самое простое - объявить за победу в игре крупный выигрыш: деньги, автомобиль, ценное произведение искусства и т.д. Желающего заплатить крупную сумму победителю можно привлечь предложением рекламирования. Это значит, что игра может проходить как реклама какой-либо фирмы (например, фирмы по производству мячей, спортивной обуви); реклама парка, где проводятся различные игры; реклама больницы по восстановлению опорно-двигательного аппарата пациентов (они же и принимают участие в конкурсе). А приз - произведение искусства - может заинтересовать организаторов выставок и т.д.

Мотив - честь.
Если предложить эту игру заброшенным и обделенным вниманием людям (например, бомжам, психически нездоровым людям и т.д.), им будет лестно само предложение. А организаторов проведения такой игры могут заинтересовать благотворительные цели, что всегда достойно уважения окружающих.

Мотив - любовь.
К участию в игре приглашаются две команды (например, одна команда - курсанты военного училища, вторая - студентки педагогического института).
Призом победителю в этой игре можно объявить поцелуй или ужин в ресторане с Мисс Мира, а победительнице - с Мистером Вселенная.
Можно собрать смешанные команды, и мужчины вместо мяча должны будут перенести девушку на руках...
Во всех случаях нелишним будет уделить внимание выбору места проведения игры, ибо военно-полевые условия менее привлекательны для мотива "любовь", нежели, скажем, круиз по Средиземному морю.

Примечание. В приведенном примере в общем виде дано использование мотивов. При оформлении ситуации по конкретному выбранному мотиву необходимо точно следовать пунктам алгоритма оформления новых идей.

Некоторые важные моменты занятия 3

  • Для эффективного развития производства, для интересного построения своей жизни необходимо профессиональное умение заинтересовывать внешние обстоятельства. Способности, талант, метод проб и ошибок далеко не всегда удовлетворяют этому требованию.
  • Умение органично связать свои идеи с инстинктами и существенными мотивами, важными для людей, резко повышает вероятность успеха.
  • Простого понимания "как заинтересовать людей" недостаточно. Необходимы практические навыки и умения.
  • Умение заинтересовывать внешние обстоятельства позволяет менее догматично относиться к собственным идеям, проектам и т.п.

Домашнее задание No. 3

Его необходимо выполнять, следуя пунктам алгоритма оформления новых идей (алгоритма "товарного вида"), представленного в методических материалах и пользуясь формой для выполнения домашнего задания No. 3.

1. Одной игре придайте "товарный вид" по всем одиннадцати мотивам.
2. Придайте "товарный вид" по одному из мотивов трем системам (ситуациям), обоснованным в домашнем задании No. 2,
пункт 2. Для каждой ситуации используйте разные мотивы.
3. В каждом из трех морфоящиков, построенных в домашнем задании No. 2, пункт 3, выберите по одному сочетанию. Получите новые идеи. Обоснуйте их и придайте "товарный вид". Не повторяйте мотивы, использованные для придания "товарного вида" в пункте 2.

Форма выполнения домашнего задания No. 3
по теме "Товарный вид"

1. Исходная система (опишите):
2. Придаю системе привлекательность по мотиву (указать мотив):________
3. а) Что реально? Перечисляю элементы исходной системы:
б) Что нереально? Нереально, что привлекает по мотиву:________
в) Почему нереально? Не содержит элементов, привлекательных по мотиву: ________
г) Что привлекает по мотиву ________ (перечислите конкретные проявления):
д) Что по мотиву ________ может привлечь в исходной системе (к каждому элементу из пункта а присоедините варианты из пункта г):
4. Итог (опишите окончательный вариант системы):

Далее см. Занятие 4. Реализация (осуществление) идеи Далее



Вверх Intellectual Partner, Интеллектуальный Партнер, INTELPART, ИНТЕЛПАРТ, логотип IP, РЕЙТИНГ-АНАЛИЗ, ИНТЕЛПАРТ РЕЙТИНГ-АНАЛИЗ являются товарными знаками либо зарегистрированными товарными знаками, права на которые принадлежат ОДО "Интеллектуальный Партнер".
Авторское право (C) 1997 С.Александров, П.Фадеев. Все права защищены.
Авторское право (C) 2001-2024 INTELLECTUAL PARTNER. Все права защищены.
Условия использования материалов сайта.
Locations of visitors to this page